Цели развития России, возможность их конкретизации и использования для оценки эффективности управления страной

Автор: Виктория Петровна Иванова Последнее изменение: 2017-10-07T18:14:00+03:00
Цели развития России, Восточно-экономический форум, доступность высшего образования в России

 

Общество не может быть морально здоровым, если не имеет целей развития.

Мой диплом в МИНХ имени Г.В.Плеханова 1971года был посвящен эффективности управления, критериям развития страны и моделированию развития страны для достижения экстремальных значений этого критерия.

Основной целью общества, осознается это или нет, является сохранение жизни нынешнего и будущих поколений. Необходимо различать цели, задачи и средства решения задач. Цели должны обязательно конкретизироваться в критериях, параметры которые можно и нужно измерить.

Можно выбрать в качестве целей три: здоровье, уровень жизни и образование, именно эти цели положены в основу индекса человеческого развития (ИЧР), но конкретизированные и измеряемые, так что появляется возможность сравнения стран по степени достижения этих целей и оценки уровня эффективности управления развитием страны с точки зрения достижения этих целей.

На пресс-конференции во Владивостоке ведущий обратился к главам делегаций со следующим вопросом.

«Р.Чан: Время почти вышло, поэтому буду завершать.

Позволю себе спросить того из вас, кто пожелает ответить на этот вопрос, в особенности, конечно, ожидаю ответ от страны, принимающей нас, поэтому, наверное, понятно, что я направляю Вам свои вопросы чаще, чем другим. Какое экономическое наследство Вы бы хотели оставить после себя, Президент Путин, когда Вам будет 85? К другим я попозже обращусь. Вам 85 (конечно, ещё далеко до этого), Ваши внуки или внуки Ваших внуков к Вам обратятся как к прадедушке и спросят: «Что Вы сделали для моей страны экономически?» Что Вы скажете?

И тот же самый вопрос я хотел бы задать и другим президентам – Президенту Баттулге из Монголии, Президенту Муну и Премьер-министру Синдзо Абэ?»(1)

Начну с ответа, который, на мой взгляд, более всего отвечает тем целям, которые должен ставить пред собой глава государства.

«С.Абэ: Я бы хотел, чтобы любой человек, в какой бы семье он ни родился, мог бы получить высшее образование.

В Японии многие люди живут 100 лет. Я хочу общество превратить в такое, в котором можно много раз начинать новую жизнь, чтобы все граждане могли достичь своих целей, развивать себя и стать счастливыми.» (1)

Я получила высшее образование в СССР, где оно было бесплатным.

Волей судьбы в три года я осталась без отца, мое детство прошло в женском общежитии, где я была девятой в комнате с мамой на одной койке. У меня фактически не было игрушек и своего места для игры и саморазвития. В этом общежитии в Москве, в Черемушках, я жила до10лет, в этой комнате, где столько других людей. За общим столом, на котором кушали люди, я должна была готовить уроки в присутствии людей, которые занимались своими делами: разговаривали, смеялись, обедали за тем же столом в то же время.

С девятого класса я жила одна в комнате в коммунальной квартире и мне мама выделяла из пенсии, которую мне платили за гибель моего отца, 50 копеек на день на все: тетради, ручки, хлеб, одежду, кино, книги и т.д. Это была нищенская, голодная жизнь. С детства знаю все съедобные травы и суп могу сготовить из ничего, но он позволит мне не умереть с голоду. Научишься всему, когда хочется есть. С пятого класса я фактически работала, помогала взрослым людям получить свидетельство о начальном образовании, учила их читать, решать задачи. Это свидетельство им нужно было для получения разряда, они уже работали. За это они мне покупали кондитерские изделия, и спрашивали меня, что еще нужно мне. Так как мне нужны были ручки, тетради, они покупали мне это. В девятом-одиннадцатом классе к тем 50 копейкам, которые мне выдавала мама на жизнь, можно прибавить еду в семьях детей, которым я помогала подтянуть математику в школе. Мне ставилась конкретная цель: подтянуть оценку у ребенка с тройки на четверку, или с четверки на пятерку. Все дети, которым я помогала полюбить математику и учила решать задачки , получили высшее образование.

Школу я закончила с медалью и поступила в МИНХ имени Г.В.Плеханова. Начиная с института, мне уже было легче жить, так как мне платили повышенную стипендию-35 рублей в месяц, это уже более 1 рубля в день. И после института мне было гарантировано трудоустройство в соответствии с полученным образованием.

Посмотрим, как обстоят сейчас дела с получением высшего образования гражданами России

Таблица 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на начало учебного года)

 

1993/ 94

2000/ 01

2005/ 06

2010/ 11

2011/12

2012/13

2013/14

2014/ 15

2015/ 16

Число образовательных организаций – всего

626

965

1068

1115

1080

1046

969

950

896

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государственных и муниципальных

548

607

655

653

634

609

578

548

530

частных

78

358

413

462

446

437

391

402

366

Численность студентов – всего, тыс. человек

2613

4741

7064

7050

6490

6075

5647

5209

4766

в том числе в образовательных организациях:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государственных и муниципальных1)

2543

4271

5985

5849

5454

5145

4762

4406

4061

из них обучалось на отделениях:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

очных

1625

2442

3195

2860

2687

2592

2496

2449

2269

очно-заочных

170

259

300

237

207

179

152

130

125

заочных

748

1519

2348

2657

2486

2318

2069

1826

1668

частных1)

70

471

1079

1201

1036

930

885

804

705

из них обучалось на отделениях:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

очных

37

183

313

214

161

132

123

126

110

очно-заочных

5

44

71

68

56

50

37

29

25

заочных

22

243

684

900

803

733

715

649

570

Численность студентов образовательных организаций на 10 000 человек населения, человек

176

324

493

493

454

424

393

356

325

в том числе государственных и муниципальных

171

292

418

409

381

359

331

301

277

 

Таблица наглядно отражает, что в России неуклонно снижается количество людей, которые получают высшее образование.

Это же положение подтверждает и следующий график официальной статистики.

КОНКУРС НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на 100 мест подано заявлений о приеме)

Если в 2000 г. было 189 заявлений, то в 2015 - 429 на 100 мест.

Этот график отражает, как растет количество детей, которые хотят получить образование, но не могут его получить в России, так как не проходят по конкурсу.

Статистики о количестве учащихся на платной основе в официальной статистике я не нашла. Но стоимость получения образования в ВУЗах России есть.

Таблица 2

Стоимость обучения в некоторых ВУЗах России

 

Регион

Название вуза

Стоимость обучения, руб в год

Средний проходной балл

Количество бюджетных мес,мест

Белгород

Белгородский филиал Международного института экономики и права

11 900

Владивосток

Институт животноводства и ветеринарной медицины Приморской государственной сельскохозяйственной академии

от 14 000

31.0

180

Ростов-на-Дону

Донской государственный аграрный университет

от 17 500

от 33.7

695 мест

Ростов-на-Дону

Азово-Черноморский инженерный институт Донского государственного аграрного университета в г. Зернограде

от 20 000

от 33.7

331

Москва

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

от 310 000

от 85.3

421

Москва

Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

от 390 000

от 84.5

41

Санкт-Петербург

«SWISSAM», бизнес-школа управления в индустрии сервиса и кулинарного искусства

396 800

Москва

Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке

от 499 200

от 70.8

49

 

В таблице взяты экстремальные точки –высшие учебные заведения с минимальной и максимальной стоимостью получения образования.

Хорошо сравнить стоимость получения высшего образования и реальные возможности семей России для оплаты образования.

Таблица 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ

в процентах

 

2012

2013

2014

2015

20161)

Все население

100

100

100

100

100

в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.:

 

 

 

 

 

до 7 000,0

12,6

9,8

8,1

6,2

6,1

от 7 000,1 до 9 000,0

7,9

6,8

6,1

5,1

5,1

от 9 000,1 до 12 000,0

12,0

10,8

10,0

8,9

8,8

от 12 000,1 до 15 000,0

10,8

10,3

9,8

9,2

9,1

от 15 000,1 до 20 000,0

14,6

14,5

14,4

14,0

13,9

от 20 000,1 до 25 000,0

10,7

11,2

11,4

11,6

11,6

от 25 000,1 до 30 000,0

7,8

8,4

8,8

9,2

9,2

от 30 000,1 до 35 000,0

5,6

6,3

6,7

7,2

7,2

от 35 000,1 до 40 000,0

4,1

4,7

5,1

5,6

5,6

от 40 000,1 до 50 000,0

5,4

6,3

7,0

7,9

7,9

от 50 000,1 до 60 000,0

8,5

3,8

4,2

4,9

5,0

от 60 000,1 до 70 000,0

... 

7,1

2,7

3,1

3,2

свыше 70 000,0

 ...

... 

5,7

7,1

7,3

Источник: оценка на основании данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя денежных доходов населения.

1) Предварительные данные.

2) 2012 г. – свыше 50000 руб.

2) 2013 г. – свыше 60000 руб.

 

В настоящее время в России более 40% семей имеют среднедушевые доходы ниже 20 тыс. рублей в месяц. Эти доходы не позволяют оплачивать семьям поучение высшего образования детям. То есть формируется общество, в котором большая часть населения будет без высшего образования. То есть дети из бедных семей никогда не смогут занять достойное место в жизни. А дети из семей высокого уровня доходов не захотят работать врачами и учителями. Скоро Россия столкнется с проблемой нехватки квалифицированных специалистов для этой сферы.

Для сравнения приведем данные о стоимости получения высшего образования в других странах.

 В Австралии стоимость получения образования 25,3 тыс. долларов в год, стоимость проживания-13,1  тыс. долларов в год, в ОАЭ - 21,4 и 6 тыс. долларов соответственно, в Германии 0,6 и 5,6 тыс.долларов  в год.

И хотя в развитых странах стоимость обучения не ниже, чем в России, там у семей другой уровень доходов. В таблице 3 наглядно показано, что при всей бесплатности обучения в ряде стран Европы расходы на проживание и бытовые услуги существенны. Поэтому получение высшего образования за рубежом для подавляющего большинства российских граждан остается несбыточной мечтой.

В некоторых странах есть возможность получения образования и для граждан России.

Норвегия. Большинство вузов этой страны предлагают бесплатное образование всем желающим, оплачивается лишь студенческий взнос в размере 30-60 евро каждый семестр. Оплата взноса, в свою очередь, обеспечивает студенту ряд привилегий, выгодных предложений и скидок.

Кроме того, в этой стране действует множество стипендиальных программ, в том числе для студентов из РФ. Программы для российских студентов реализуются при поддержке Минобрнауки РФ и российских вузов-партнеров.

В финских вузах представлено свыше 500 образовательных программ на английском языке. Многие из них бесплатны. В основном это касается бакалавриата и аспирантуры, но есть и бесплатные магистерские программы.

Без высшего образования никуда - девиз современного общества. И условия работодателей подтверждают его: требования к подготовке юных специалистов настолько высоки, что без диплома хорошего учебного заведения достойную работу не найти. Какая семья не мечтает дать своему ребенку образование высокого уровня? Однако стоимость обучения в таких университетах, как МГУ, РУДН, МГИМО начинается от 250 тыс.руб. в год. Для большинства населения это неподъемная плата, а количество бюджетных мест в государственных ВУЗах весьма ограничено. Потому что если раньше образование было доступно всем и каждому и оно было совершенно бесплатно, то сейчас все стало в точности да наоборот. Образование себе могут позволить только избранные, а те у кого денег нет, должны брать кредиты, чтобы оплатить обучение в более менее престижном вузе. Но это может превратится в кабалу на всю жизнь.

А теперь обратимся к ответу на вопрос Р.Чана Президента России.

«В.Путин: Со своей стороны хотел бы, чтобы экономика России в целом, и на Дальнем Востоке в частности, была современной, гибкой, автоматически приспосабливающейся к быстрым изменениям в мире, чтобы она вписалась, и как можно легче, в следующий технологический уклад, управлялась современными способами и средствами, и управлялась эффективно. И чтобы всё это способствовало развитию нашей кооперации с другими странами и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. И это в целом создало бы условия для прочного, стабильного мира и сотрудничества.»(1)

Сегодня в России создана экономика, которой не нужны люди, в которой главную роль играют деньги, а их почему-то для развития страны нет. И Президент России и Правительство РФ ждет и зовет западных инвесторов, которые бы вложили бы свои финансовые ресурсы в освоение ресурсов России.

Существуют идеи, которые способны созидать, и идеи, способные разрушать. Идеи и технологии политического и экономического устройства общества являются интеллектуальным продуктом. Они способны как разрушить страну и общество, так и создать здоровое и быстроразвивающееся общество. Этот продукт имеет стратегическое значение не меньшее, а даже большее, чем технологии создания ракет и ядерного оружия.

Привлечение западных инвесторов в Россию, когда не созданы гарантии работающему человеку на предприятиях, созданных этими инвесторами, достойной заработной платы, когда они освобождаются от уплаты налогов и выкачивают сырьевые ресурсы, которые нужны будут нашим правнукам, не пополняя бюджет страны, обрекая на нищенское существование работающих на этих предприятиях наших людей,- тупиковый путь.

Фактически, это создание вымирающей страны, с минимальным производством и потреблением, где ее жители не получают достаточного уровня образования, позволяющего им занять достойное место в мире. И это не будет общество, «в котором можно много раз начинать новую жизнь, чтобы все граждане могли достичь своих целей, развивать себя и стать счастливыми»(1).

Обратимся к концепции национальной безопасности России, утвержденной Президентом России 10 января 2000. В ней сформулированы цели развития страны. «Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми».

Общими целями России могут быть:

1)создание общества здоровых людей с продолжительной, творчески наполненной жизнью всех членов общества

2) достижение высокого уровня доходов членов общества и его равномерного распределения,  исключающего возможность появления людей, живущих за чертой бедности и формирование группы людей, концентрирующих все доходы общества и создающих такую государственную власть, включающую органы принятия законов, делающих процесс увеличения количества бедных в стране –легальным, обрекающим коренное население страны на вымирание;

3) лидирование в наиболее эффективных методах обучения, которые увеличивают возможности интеллекта детей и взрослых, доступность, бесплатность получения высокого уровня образования и квалификации для коренных жителей страны;

4) сохранение всех коренных народов страны и сложившейся их культуры.

Не достижение этих целей, снижение уровня их достижения( в частности, увеличения числа лиц коренного населения, живущих за чертой бедности) должно рассматриваться для государственных лиц, принимающих основные государственные решения, как тяжелейше государственное преступление с обязательным наказанием за это.

 

Использованные источники.

 

  1. Пленарное заседание Восточного экономического форума

kremlin.ru›d/55552

  1. Статистические справочники Россия 2016, Мир
  2. edu.ru›Абитуриент›Стоимость обучения в вузах 2017
  3. obrmos.ru›go/go_vys/Articles/goedu.ru›Абитуриент›Стоимость обучения в вузах 2017
Добавить комментарий

Вы можете добавить комментарий, заполнив форму ниже в формате простого текста. Комментарии модерируются.

Вопрос: Сколько будет 10 + 4 ?
Ваш ответ: